Индивидуальная психоаналитическая психотерапия

Поведение человека, а также его мысли, чувства, фантазии, действия, оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на его здоровье в целом. Расстройства психического здоровья, включая поведенческие расстройства,  как правило ограничивают способность человека осознавать варианты развития событий, осуществлять свой выбор. Его чувства, мысли, действия и поступки обычно характеризуются ограниченностью, болезненностью и повторяемостью.

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия  являются лечением, направленным на изменение поведения пациента с помощью беседы. Именно через беседу психоаналитическая психотерапия  ведет к пониманию, оказывает поддержку и облегчает психическое страдание,  способствует обретению нового опыта и знаний,  расширяет количество видов поведения, доступных пациенту.

Психоаналитическая работа требует от специалиста специфических профессиональных знаний и навыков,  большого опыта и  деликатности, такта. Эта работа  может длиться от полугода до нескольких лет. Длительная работа как правило не имеет фиксированного конца, и дату окончания трудно установить в начале терапевтического процесса. Ее продолжительность зависит от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны. Сеансы психоаналитической психотерапии длительностью от 45 до 50 минут проводятся обычно два-три раза в неделю, в одни и те же фиксированные дни и часы, хотя в отдельных случаях  бывает наиболее целесообразным ограничиться встречами с частотой один раз в неделю. Оптимальная частота  встреч определяется специалистом в результате так называемых диагностических встреч с обратившимся за психологической помощью человеком. Как правило, количество диагностических встреч варьируется в интервале от 3 до 5.

Почему же требуется длительная работа?

Так как речь идет об изменении поведения человека, то естественно, что физическим органом, с которым работает психоаналитическая психотерапия, является мозг. Ведь поведение, чувства, мысли – это основные функции мозга. Поэтому психотерапия нацелена на изменение функционирования мозга и его структурной организации. То есть если определенная манера поведения человека объясняется тем, что нейрон А посылает импульс нейрону Б, то для того, чтобы поведение изменилось, нейрон А теперь должен посылать импульсы к нейрону В.  Это очень упрощенный пример, демонстрирующий важность сложнейших биологических следствий психотерапевтического лечения.

Изменение поведения может произойти в результате прямого биологического воздействия на мозг (например, токсины, опухоли), в результате нарушения процесса биологического созревания или угасания организма, но также и в результате опыта прежней и нынешней жизни человека во взаимодействии с его биологической данностью.

Широкий спектр функций детского организма (уровень активности, возбудимость, нейрохимия мозга) регулируются взаимодействием матери с ребенком. Это взаимодействие может оказывать очень глубокое воздействие.

У взрослых людей степень вовлеченности в социальное взаимодействие оказывает влияние на поведение человека, на его самочувствие и здоровье. Кому из нас не знакома ситуация, когда в результате затяжного конфликта или под воздействием внезапного стресса возникают нарушения  сна, аппетита, начинает сбоить наше физическое здоровье, обостряются хронические заболевания? Почему человек зачастую может приблизиться к источнику своего страха только в сопровождении другого, оказывающего поддержку? Каким образом присутствие других людей и взаимодействие с ними влияет на функционирование мозга и вызывает столь глубокое, постоянно повторяющееся изменение в поведении человека?

Потому что психологические, символические и воображаемые события, включая надежды, страхи, воспоминания, ожидания и фантазии служат важными биологическими регуляторами точно так же,  как и реальные жизненные факты. И именно с этим символическим и воображаемым материалом работают терапевт и пациент в ходе психоаналитической психотерапии.

Психоаналитическая психотерапия в большой степени акцентирует свое внимание на воздействии прошлого опыта, включая ранний детский опыт, на формирование таких поведенческих особенностей человека, которые приобретают  постоянную повторяемость и таким образом влияют на его психическое и физическое здоровье.  Эти поведенческие особенности  не позволяют человеку достигать успеха и получать удовольствие в таких важных областях жизни, как учеба, работа, любовь, семья,  отношения с близкими, а зачастую являются причиной невозможности создания близких отношений с другими.

Исследуя значения и смыслы настоящих событий пациента в контексте его прошлого, психоаналитический психотерапевт стремится изменить эти «организующие системы» его поведения. Психоаналитическая психотерапия способствует тому, чтобы информация и опыт, полученные пациентом в течение его жизни,  организовались в процессе лечения по-другому, и позволили ему получить доступ к иным,  недоступным ранее  способам поведения и взаимодействия с другими людьми и с миром в целом.

Статья написана с использованием первоисточника:

З.Урсано, С.Зонненберг, С.Лазар Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. Издано Российской психоаналитической ассоциацией, М., 1992 г.