РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ.

Начиная с  2015 г. реализовано несколько авторских обучающих программ Шипиловой В. по психоаналитической психотерапии супружеских пар для психоаналитически ориентированных психотерапевтов «От Фрейда к Фейрберну. Теория и практика психоаналитической супружеской психотерапии»:

 

  • в очном формате -  на базе Института практической психологии и психоанализа, Москва  (с мая 2015 г по май 2016 г) - объемом 52 и 90 академических часов
  • в дистанционном формате (начиная с февраля 2017 г)  – на базе Ассоциации психологов и психотерапевтов Сибири и Дальнего Востока (Иркутск) - объемом 100 академических часов. За период до сентября  2019 г включительно  состоялось 2 выпуска слушателей программы.
  • в очно-дистанционном формате с 2020 года - на базе Московского Института Психоанализа для студентов психоаналитической специализации МИП - объемом 32 академических часа

 

 

Подробнее: Авторская программа повышения квалификации по парно-семейной психоаналитической психотерапии объемом 100 академ. часов Шипиловой Валентины засчитывается для выполнения критериев членства в Секции как дополнительные 100 часов теоретического обучения к основным часам теоретического обучения по психоанализу, психоаналитической терапии (индивидуальной, детской, подростковой).

Целевая аудитория: программа ориентирована на психотерапевтов и психологов-консультантов, работающих в рамках психодинамического подхода со взрослыми и/или детьми и стремящихся расширить свою практику (начального и среднего уровня) до работы с супружескими парами.

 

Формат семинаров и виды работы:

  • теоретическая часть: лекции, разбор специальной литературы по теме семинара - 2 академ.часа
  • групповая супервизия случаев работы с парами участников обучения, практические упражнения и разборы кейсов, мастер-классы ведущей - 2 академ.часа

 

Условия выдачи Сертификата Секции ППСП ОПП:

  • написание и защита итоговой/квалификационной работы;
  • посещение не менее 2/3 от общего объема семинаров.

 

Краткий ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

1. Введение в п/а терапию супружеских пар:

  • Проблематика современной пары: внешние вызовы и психодинамические факторы.
  • Достаточно хороший парный союз.
  • Психоанализ и психоаналитическая терапия: основные сходства и отличия по целям, результатам и методам работы.


2. Психоаналитическая терапия (индивидуальная и супружеских пар, сходства и отличия):

  • Психотерапевтический процесс в четырех модальностях (аффективной, когнитивной, соматической и поведенческой), различные терапевтические школы, их сходства и различия.
  • Работа с бессознательными процессами как основное отличие психоаналитической психотерапии от остальных терапевтических школ.
  • Специфические особенности и различия психоаналитической психотерапии и консультирования.
  • Основные принципы психоаналитической психотерапии.


3. Психодиагностика:

  • Специфика практики психоаналитической психотерапии в зависимости от уровней развития личности (психотический, пограничный, невротический).
  • Изменяемые и неизменяемые факторы в психоаналитической психотерапии.
  • Психоаналитическая психодиагностика (индивидуальная и супружеская): задачи, методы, процесс.
  • Уровни функционирования членов пары, их психические защиты и психодинамические проблемы.


4. Структура и технические особенности терапевтической работы с парой. Этапы терапевтической работы с парой:

  • первичное интервью с парой и несколько диагностических сессий;
  • особенности заключения и содержания терапевтического контракта;
  • процесс терапии (паттерн-конфликт-симптом-изменения-проработка);
  • завершение.

Профессиональная этика в работе с парой.


5. Основные психоаналитические концепции и их применение в работе с парой.

  • Этапы становления психоанализа.
  • Детство, сексуальность и психоаналитические теории развития.
  • Две магистральные линии понимания детского развития и сексуальности: теория влечений Фрейда и теория объектных отношений.
  • Школа теории объектных отношений в психоаналитической психотерапии пар – Кляйн, Бион, Винникот, Фейрберн.
  • Ключевые понятия теории объектных отношений в работе с парами: бессознательная фантазия, параноидно-шизоидная и депрессивная позиции, проективная идентификация, контейнер и контейнирование, пара «мать-младенец», психосоматическое партнерство «мать-младенец», переходное пространство и переходный объект.
  • Эндопсихическая структура личности Фейрберна. Возбуждающий и отвергающий объекты. Динамика взаимодействия Центрального Я, Либидинозного Я и Антилибидинозного Я.
  • Проективная и интроективная идентификация в терапии пар. Множественные переносы членов пары друг на друга. Построение карты множественных переносов членов пары (практические семинары на клиническом материале участников обучения).
  • Сексуальность в паре с позиции теории объектных отношений.
  • Сравнительный анализ трех теоретических концепций в приложении к терапии супружеских пар: теории влечения Фрейда, теории раннего развития Мелани Кляйн и теории объектных отношений Фейрберна.


6. Технические особенности работы с супружескими парами

  • Модели лечения супружеских пар (Генри Дикс, Дэвид Шарфф, Кеннет Райш).
  • Диагностика супружеских проблем (Генри Дикс).
  • Место и роль сексуальности в общей картине супружеских проблем.
  • Работа с переносом-контрпереносом в супружеской терапии.
  • Проблемы родительства.
  • Психодинамика супружеской измены.
  • Ранняя психическая травма в индивидуальных историях членов пары, ее влияние на динамику супружества.
  • Сексуальные парафилии.


Литература: Помимо изданных книг и опубликованных статей по психоаналитической теории и практике супружеской терапии участникам будут предложены к проработке в рамках семинаров отдельные переводы, осуществленные Секцией ППСП, а также слушателями курса «От Фрейда к Фейрберну. Теория и практика психоаналитической супружеской психотерапии».

Примечание: Некоторые из переводов слушателей курса «От Фрейда к Ферберну…» опубликованы  на страницах сайта «Мы и Я» в разделе ПЕРЕВОДЫ