Тревога. Тревожные расстройства. |
С чем мы работаем |
Тревога – это один из базальных негативных аффектов наряду с агрессией. Тревога становится доступной для человеческой психики на заре ее зарождения, в младенчестве, когда ребенок только начинает дифференцировать мир на Я и не-Я. Вслед за Фрейдом психоаналитики различают 2 вида тревоги:
Сигнальная тревога связана с функцией Я – памятью, в отличие от связанной исключительно с инстинктами первичной тревоги. Базисной предпосылкой для существования и сохранения Собственного Я является наличие Другого – кормящей и заботящейся матери, и соответственно - ее психической репрезентации, т.е. представления о ней. Поэтому одна из первых тревог – это тревога дифференциации и отделения от матери. Исходя из этого, в своей клинической работе психоаналитики связывают усиление или снижение тревоги пациента в первую очередь с его представлениями – чаще всего бессознательными – о ситуации и качестве его связи с другими людьми. Прототипом этой связи являются ранние отношения пациента с Другими: биологической матерью и/или заботящимися о нем людьми. По мнению психоаналитиков, первичная тревога имеет тормозящий эффект, а вторичная сигнальная тревога – стимулирующий. Физические и психические изменения, наблюдающиеся в случае вторичной сигнальной тревоги, готовят человека к тому, как поступать с угрожающей опасностью. Различные тревожные расстройства, включая панические атаки и разнообразные фобии, с которыми люди обращаются за психологической/психиатрической помощью, связаны как правило с нарушениями функции сигнальной тревоги. И в зависимости от степени ее нарушения человек в качестве психологической защиты в большей или меньшей степени регрессирует к более ранней форме тревоги, оказывающей тормозящий эффект. Хорошим примером стимулирующего эффекта вторичной сигнальной тревоги в реальной жизни является ситуация с приближающимися экзаменами. Этот же пример может быть использован для демонстрации разницы между тревогой как стимулирующим и как тормозящим фактором. 1. Если тревога в целом нормальна, то есть сохраняет стимулирующее качество вторичной сигнальной тревоги, то экзаменующийся, несмотря на некоторые неприятные физические ощущения, как правило отдает себе отчет в наличии у себя повышенной живости ума, в способности использовать свои ресурсы наилучшим образом и, сверх того, в избегании тех ловушек, которые расставляет экзаменатор. 2. Если наоборот, тревога по какой-либо причине теряет эти качества и имеет больше сходства с первичной тревогой, то есть с беспомощными проявлениями ребенка, оказавшегося в ситуации, с которой он не может совладать, то в этом случае когнитивные способности экзаменующегося тормозятся, он становится боязливым, испытывающим дистресс и не может сколько-нибудь целенаправленно использовать свои ресурсы. В описанной ситуации экзамена особенно ясно видно различие между сферой действия первичной тревоги и вторичной сигнальной тревоги. В случае 1 опасная ситуация воспринимается как вызов, к которому нужно подготовиться и с которым нужно справиться. Поэтому тревога выступает в качестве союзника. Стимулирующий эффект тревоги в угрожающей ситуации по качеству совпадает со вторичной тревогой, возникающей в ответ на внутреннюю неосознаваемую опасность. В случае 2 порождаемое напряжение и возбуждение, далекое от полезного, подавляет человека и мешает ему справиться с ситуацией. Этот подавляющий эффект тревоги совпадает по качеству с первичной тревогой. То есть вторичную сигнальную и первичную тревогу можно рассматривать как полюса континуума, между которыми располагаются различные проявления тревоги у человека в порядке возрастания и появления клинических симптомов: - нормальная тревога, достаточная только для психофизической стимуляции в преодолении определенных угрожающих ситуаций; - более высокий по сравнению с нормальной уровень тревоги, которую тем не менее человек способен выдерживать, избегая развития выводящих его из строя физических симптомов или фобий; - еще более высокий уровень тревоги по сравнению с нормальной, которую человек выражает в форме соматических симптомов: от дрожи, учащения мочеиспускания, сухости во рту до сильных физических симптомов, мешающих успеху; - и наконец, очень высокий уровень тревоги, при котором развиваются панические реакции и/или фобии. Таким образом, при нарушении функции вторичной сигнальной тревоги и под воздействием первичной тревоги люди могут развивать те или иные психические или психосоматические расстройства в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей. В процессе психоаналитической терапии бессознательное содержание тревоги становится осознаваемым. В результате психоаналитической проработки тревожных расстройств повышается способность пациента к регуляции своих аффектов, включая тревогу, и к сознательному управлению своими поведенческими реакциями. Статья написана с использованием источников:
|