Тревога. Тревожные расстройства.
С чем мы работаем

Тревога – это один из базальных негативных аффектов наряду с агрессией. Тревога становится доступной для человеческой психики на заре ее зарождения, в младенчестве, когда ребенок только начинает дифференцировать мир на Я и не-Я.

Вслед за Фрейдом психоаналитики различают 2 вида тревоги:

  1. онтологически более раннюю первичную тревогу -  как непосредственный результат беспомощности младенца  в ситуации его переполненности возбуждением, конфликта его  инстинктивных влечений;
  2. вторичную, или сигнальную, тревогу:
    • как защитную реакцию, вызываемую страхом перед лицом внутренней угрозы,
    • как возникающий в Собственном Я (Эго) сигнал ожидаемого психофизического напряжения.

Сигнальная тревога связана с функцией Я – памятью, в отличие от связанной исключительно с инстинктами первичной тревоги.

Базисной предпосылкой для существования и сохранения Собственного Я является наличие Другого – кормящей и заботящейся матери, и соответственно - ее психической репрезентации, т.е. представления о ней. Поэтому одна из первых тревог – это тревога дифференциации и отделения от матери.

Исходя из этого, в своей клинической работе психоаналитики связывают усиление или снижение тревоги пациента в первую очередь с его представлениями – чаще всего бессознательными – о ситуации и качестве его связи с другими людьми. Прототипом этой связи  являются  ранние отношения пациента с Другими: биологической матерью и/или  заботящимися о нем людьми.

По мнению психоаналитиков, первичная тревога имеет тормозящий эффект, а вторичная сигнальная тревога  – стимулирующий.

Физические и психические изменения, наблюдающиеся в случае вторичной сигнальной тревоги, готовят человека к тому, как поступать с угрожающей опасностью.

Различные тревожные расстройства, включая панические атаки и разнообразные фобии, с которыми люди обращаются за психологической/психиатрической помощью, связаны как правило с нарушениями функции сигнальной тревоги. И в зависимости от степени ее нарушения человек в качестве психологической защиты в большей или меньшей степени регрессирует к более ранней форме тревоги, оказывающей тормозящий эффект.

Хорошим примером стимулирующего эффекта вторичной сигнальной тревоги в реальной жизни является ситуация с приближающимися экзаменами. Этот же  пример может быть использован для демонстрации разницы между тревогой как стимулирующим и как тормозящим фактором.

1. Если тревога в целом нормальна, то есть сохраняет стимулирующее качество вторичной сигнальной тревоги, то экзаменующийся, несмотря на некоторые неприятные физические ощущения, как правило отдает себе отчет в наличии у себя повышенной живости ума, в способности использовать свои ресурсы наилучшим образом и, сверх того, в избегании тех ловушек, которые расставляет экзаменатор.

2. Если наоборот, тревога по какой-либо причине теряет эти качества и имеет больше сходства с первичной тревогой, то есть с беспомощными проявлениями ребенка, оказавшегося в  ситуации, с которой он не может совладать, то в этом случае когнитивные способности экзаменующегося тормозятся, он становится боязливым, испытывающим дистресс и не может сколько-нибудь целенаправленно использовать свои ресурсы.

В описанной ситуации экзамена особенно ясно видно различие между сферой действия первичной тревоги  и вторичной сигнальной тревоги.

В случае 1 опасная ситуация воспринимается как вызов, к которому нужно подготовиться и с которым нужно справиться. Поэтому тревога выступает в качестве союзника. Стимулирующий эффект тревоги в угрожающей ситуации по качеству совпадает со вторичной тревогой, возникающей в ответ на внутреннюю неосознаваемую опасность.

В случае 2 порождаемое напряжение и возбуждение, далекое от полезного, подавляет человека и мешает ему справиться с ситуацией. Этот подавляющий эффект тревоги совпадает по качеству с первичной тревогой.

То есть вторичную сигнальную  и первичную тревогу можно рассматривать  как полюса континуума, между которыми располагаются различные проявления тревоги у человека  в порядке возрастания и появления клинических симптомов:

- нормальная тревога, достаточная только для психофизической стимуляции в преодолении определенных угрожающих ситуаций;

- более высокий по сравнению с нормальной уровень тревоги, которую тем не менее человек способен выдерживать, избегая развития выводящих его из строя физических симптомов или фобий;

- еще более высокий уровень тревоги по сравнению с нормальной, которую человек выражает в форме соматических симптомов: от дрожи, учащения мочеиспускания, сухости во рту до сильных физических симптомов, мешающих успеху;

- и наконец, очень высокий уровень тревоги, при котором развиваются панические реакции и/или фобии.

Таким образом,  при нарушении функции вторичной сигнальной тревоги и под воздействием первичной тревоги люди могут развивать те или иные психические или психосоматические расстройства в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей.

В процессе психоаналитической терапии бессознательное содержание тревоги становится осознаваемым. В результате психоаналитической проработки тревожных расстройств повышается способность пациента к регуляции своих аффектов, включая  тревогу,  и к сознательному управлению своими поведенческими реакциями.

Статья написана с использованием источников:

  1. Элизабет Розенберг “Тревога и способность ее переносить». «Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды» М.,ГЕРРУС, 2005
  2. Роберт Хиншелвуд «Словарь кляйнианского психоанализа». М., Когито-Центр, 2007
  3. Вейкко Тэхкэ «Психика и ее лечение. Психоаналитический подход». М., Академический проект, 2001