Психоаналитическая психотерапия психосоматического пациента

Все мы склонны развивать психосоматические реакции в те моменты, когда внутренние или внешние обстоятельства оказываются настолько тяжелыми, что мы не в состоянии справиться с возникшими проблемами, применяя для себя обычные способы защиты. Но психосоматические пациенты реагируют уходом в болезнь практически  на любую ситуацию, которая является для них эмоционально сложной.

Так что же такое психосоматические заболевания и как они возникают? Это группа соматических заболеваний, при которых такие психологические факторы, как фантазии, представления, эмоциональные переживания, играют ключевую роль в возникновении, развитии и исходе болезни. По мнению Франца Александера, изучавшего психосоматические заболевания в Чикагском Институте Психоанализа в 50-ые годы прошлого века, к этой группе можно отнести семь заболеваний: пептическую язву, бронхиальную астму, язвенный колит, ревматоидный артрит, артериальную гипертонию, нейродермит и, наконец, гипертиреоз. Александер был одним из первых исследователей-психоаналитиков, предположивших, что для каждого психосоматического заболевания характерен свойвнутрипсихический конфликт. Также он выделил типичные соматические симптомы, соотнеся их с неосознаваемыми человеком психическими переживаниями. Например,  приступ бронхиальной астмы может быть понят, как подавленный крик, призывающий мать на помощь, а язва желудка – как желание быть накормленным.

Несколько позже было замечено, что, как правило, в группу риска развития психосоматического заболевания попадают люди, которым в значительной мере недоступны эмоциональные переживания. Для них характерны отсутствие аффекта, нехватка способности к воображению, а также сложности с вербальной коммуникацией.

В рамках французской психоаналитической школы были описаны такие феномены психической жизни этих пациентов, как «операторное мышление» (П.Марти, М. де М'Юзан).  Для операторного мышления характерны прагматичные, безэмоциональные способы реагирования в ситуациях, в которых другие люди проявили бы большую эмоциональную включенность. К примеру, страдающий псориазом пациент в ходе психотерапии  вспомнил, что незадолго до того, как у него обнаружили это заболевание, он вел машину и совершил наезд на женщину с ребенком, нанеся обоим серьезные увечья. На просьбу описать свои чувства в тот момент, пациент ответил: «Со мной было все в порядке. У меня неплохая страховка». Казалось, что этот пациент был «застрахован» от осознания сильных эмоций, которые мог бы испытать, если бы понял, что чуть не убил двух человек - мать и ребенка. Вместо переживания им сильных негативных чувств,  физические страдания выпали на долю его тела.

Основываясь на работах представителей французской  школы, Nemiah и Sifneos предложили понятие алекситимии. Они обнаружили, что некоторые люди не имеют слов, чтобы описать свое эмоциональное состояние, потому что не осознают его или же не способны отличить одну эмоцию от другой. Им бывает трудно отличить тревогу от депрессии, возбуждение от усталости, гнев от голода.

Таким образом, мы видим, что психосоматическое заболевание возникает чаще всего в результате неудовлетворительной эмоциональной жизни пациента. Поэтому нам следует поговорить о современном понимании аффекта как важнейшей части эмоционального функционирования.

Аффект - это сложная психическая структура, состоящая из следующих компонентов:

- Соматический компонент. Каждому эмоциональному переживанию соответствует свой физиологический фон. Например, когда человек чувствует ярость, у него автоматически поднимается артериальное давление, учащается сердцебиение, расширяются кровеносные сосуды в скелетных мышцах, возрастает мобилизация углеводов, усиливается обмен веществ. Словом, на физиологическом уровне организм готовится к борьбе.

- Экспрессивный компонент. Под этим подразумеваются такие процессы, как смех, плач, вздох, покраснение, жестикуляция, возникающие под воздействием специфического эмоционального напряжения.

- Коммуникативный компонент. Например, плач младенца служит матери мощным стимулом для того, чтобы облегчить его дискомфорт.

Т.е. благодаря коммуникативной составляющей  аффекта мы можем сообщить другим о своем переживании и получить помощь, поддержку,  одобрение и т.д.

- Эмоциональный компонент. Непосредственно само переживание, которое человек может распознать и озвучить словами, например: печаль, ревность, злость, радость, нежность и т.д.

- Когнитивный компонент или ассоциированная с аффектом идея. Когда человек понимает, что именно могло вызвать у  него то или иное переживание, или вспомнить, в каких еще ситуациях он испытывал похожие переживания.

- Мотивационно-поведенческий компонент позволяет человеку использовать эмоциональное переживание для регуляции своего поведения.

Так, например, все мы иногда испытываем тревогу. В том случае, если аффект тревоги полностью сформирован и человеку доступны все компоненты, это позволяет ему использовать свое эмоциональное переживание для того, чтобы изменить ситуацию или свое отношение к ней. А в том случае, если он бессилен самостоятельно изменить тревожащую ситуацию,  он можем обратиться за помощью  и поддержкой к друзьям и близким. В результате всех этих действий у человека появляется возможность разрядить свой аффект. Следовательно, те физиологические изменения, которые автоматически возникли в результате переживания аффекта, приходят в норму.

Если же возможность испытывать то или иное переживание у человека ограничена, то есть он мало что чувствует, его переживания слабо дифференцированы или же в силу некоторых внутрипсихических конфликтов он вынужден тормозить проявление своих чувств, то разрядки аффекта не происходит.  Вследствие этого организму не удается вернуться к состоянию физиологической нормы. Например, когда человек не осознает свой злости или же вынужден тормозить ее выражение, аффект не будет разряжен, а артериальное давление останется повышенным. Если эта психологическая проблема станет носить хронический характер, то со временем разовьется хронически повышенное артериальное давление.

Психоаналитическая психотерапия психосоматических пациентов направлена, прежде всего, на осознавание ими  и проработку в безопасной атмосфере тех чувств, фантазий и внутренних конфликтов, которые блокируют доступ осознанному эмоциональному переживанию. В результате психоаналитической психотерапии у пациента появляется возможность выработать новые, более зрелые и эффективные психологические защиты, позволяющие ему иметь дело с чувственным опытом. Психоаналитическая психотерапия важна в качестве превентивной меры, при параллельном сотрудничестве с соматическим врачом.